Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№34 от 3 сентября 2020 г.
Когда грядки гладки
 В начале 90-х свои первые деньги подростки могли заработать на прополке лекарственных растений

Объявления о возможности дополнительного заработка на улицах Рязани можно встретить практически везде: от фонарных столбов и подъездных дверей до мусорных контейнеров и придорожных ограждений. В начале 1990-х таких предложений было гораздо меньше, хотя уровень жизни большинства горожан в первые годы ельцинских реформ значительно снизился. 

Для тогдашних школьников и студентов желание иметь личный доход часто не было продиктовано желанием купить какую-нибудь модную вещицу и покутить с друзьями, не спрашивая помощи у родителей. Даже сравнительно небольшие, добытые собственным трудом деньги служили серьезным подспорьем для трещавшего по швам семейного бюджета.

После десятого класса я вместе с тремя другими школьными друзьями устроился на прополку пустырника. Дело было в одном из хозяйств Рыбновского района недалеко от НИИ коневодства. Сейчас даже не помню, кто снабдил нас информацией о таком довольно неожиданном способе заработка. Кажется, это была мама одного из парней. То, что за сельхозработы могут рассчитываться звонкой монетой, подросткам тех лет было в диковинку.



С шестого класса мы не раз ходили в колхоз «Авангард» (недалеко от оврага в микрорайоне Московское шоссе) и ездили в совхоз «Московский» (на выезде из Рязани в сторону Солотчи) для сбора кормовой свеклы и моркови. Вне зависимости от производительности труда школьников никаких денег ребятам не платилось. Разве что позволялось взять с собой по одному матерчатому пакету моркови, то есть максимум три-четыре килограмма овощей. А вот за прополку лекарственных растений нам платили. Пусть это были символические по тем временам суммы, но их хватало на достойный взнос в общий семейный котел и маленькие подростковые радости наподобие газировки, чипсов и парочки футболок с броскими надписями. 

Даже сам путь к первым кровно заработанным деньгам отдавал трудовой романтикой середины прошлого века. На поля неведомого нам сельхозпроизводителя новоиспеченную бригаду из парней и девчонок везли в кузове тентованного «ГАЗика». Треть дороги занимала грунтовка, и работяг, вооруженных тяпками, то и дело подбрасывало на ухабах. В эти мгновения мы чувствовали себя, как минимум, покорителями целины.    

Элемент анархии, созвучный тому суровому и одновременно бесшабашному времени в жизни страны, присутствовал и в оплате нашего скромного труда. Размер причитавшегося каждому вознаграждения зависел от количества прополотых за день грядок. Но это число почему-то никем не контролировалось. Нам просто верили на слово. О такой вольнице четверо друзей узнали лишь ближе к концу борьбы с сорняками.

Итоговым заработком мы были в целом довольны и поэтому с удовольствием откликнулись на еще одно предложение от работодателя, который в первый день знакомства представился Сергеем Львовичем. Теперь речь шла не о прополке пустырника, а о сборе аптечной ромашки. Увы, квартет уменьшился ровно вдвое, но это произошло по семейным обстоятельствам, а не из-за какого-то недовольства. В итоге мы внесли достойный вклад в заготовку лекарственных растений, пополнили личный и семейный бюджеты и получили замечательный повод для теплых и благодарных воспоминаний о первых заработанных рублях.
Денис ПУПКОВ