Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№29 от 3 августа 2017 г.
Рязань – меньше, чем шампунь
 Город «отбрендировали» нолем на палочке. По самую Чебурашку

Сначала небольшой экскурс в историю. Рязани не везет с логотипами и брендами. Историю их появления можно, пожалуй, начать где-то с середины 1990-х. После расстрела парламента осенью 1993 года тогдашний мэр города Валерий Рюмин водрузил на постаменте вместо памятника Ленину грязно-зеленый крест. Потом крест убрали, а памятник еще не вернули, надо было чем-то заполнить пустоту на главной площади, и перед 900-летием Рязани ее заполнили стилизованными куполами и цифрами 1095–1995 в человеческий рост от дизайнера Вадима Конопкина. Работа была не вполне оригинальна: в 1987 году логотип-купол нарисовала художница телекомпании «Ока» Надежда Бузилкина для эмблемы канала, и Конопкин отталкивался именно от ее разработки. На фото можно видеть, что получилось у Надежды и у Вадима.

Новоявленное украшение города окрестили памятником рязанскому мороженому. Даты 1095–1995 – годами жизни усопшей. Сравнивали еще с тремя луковицами и даже клизмами. Как водится, нашлись желающие увидеть в стилизованных куполах мужской половой орган с яйцами. Без этого не обойтись: у кого чего болит – тот про то и говорит. Простояло конопкинское творение недолго. Вскоре к власти пришли коммунисты и Ленина вернули – фамилия губернатора тоже была Любимов. Сейчас эта работа в слегка измененном виде является логотипом Рязанского городского сайта Rzn.info.





Перенесемся в 2013 год. Многие забыли, а кто-то и не знал, но вот уже несколько лет у Рязанского региона есть свой туристический бренд. Министром культуры области стала тогда касимовская то ли домристка, то ли балалаечница Елена Царева. Как говорят в таких случаях: «Девушка может уехать из деревни, а вот деревня из девушки – никогда». То участников сборника поселковых графоманов ведущими поэтами назовет, то закупит музею гнилое оборудование, которое только на выброс, то еще какие несуразицы учудит. С журналистами общалась так, что только я на эту дамочку дважды не подал в суд лишь потому, что лень было время тратить.



Потом Царева стала зампредом областного правительства. И в числе прочих своих достижений презентовала рязанцам этот самый туристический бренд, с блеском проведя мастер-класс на тему «Как потратить 500 тысяч рублей на ерунду и сделать вид, что так и надо». Потому что принять за бренд чего бы то ни было феерическую хрень, которую в программе «Корел» даже не дизайнер, а почти любой желающий за час-другой сваяет, можно было только совсем без царя в голове.

Люди давай хихикать, понаписав язвительных комментариев в соцсетях, спустя время «бренд» «Рязань – березовый край» подлатали, чтобы хоть немного пристойно выглядел, и приняли – утритесь, плебеи!

Вот две показательные цитаты для сравнения. От Царевой: «Образ должен послужить хорошей упаковкой для того продукта, который в Рязанской области предлагают туристам». И от столичного дизайнера Артемия Лебедева: «Х**** логотип, х**** узор, х**** шрифтовая работа». Долгое время неизвестно было, кто «Березовый край» рисовал и не постеснялся за это деньги взять. Пока сама же Царева ни рассказала, что это никому не известная питерская контора, в одиночку участвовавшая в якобы объявленном конкурсе. Вскоре Цареву из власти попросили, назначив крайней в истории с незаконной застройкой родины Есенина. А ее «туристический бренд» остался.



Не скажешь, что нынешние разработчики бренда Рязани пробили дно – его до них так опустили, что ниже некуда. Их работа, при всех минусах, выглядит пристойней – молодежь реально старалась. Но по наглости и желанию прикрыть собственную пустоту разной заумной трескотней, мне кажется, и Царевой есть чему у них поучиться. Достаточно почитать «телеги» разработчиков в соцсетях.



На фото рядом – постинг из фейсбука Никиты Астахова, инициатора создания городского бренда, датированный вечером той самой пятницы, 16 июня,  когда он уговорил врио губернатора поддержать свою инициативу. Веселое такое развлечение – игра в «модные» слова. Адженда, сириосли, хайлайтить… А мне так и хочется подставить вместо них другие: брендинг, визуал, айдентика, брендбук… Дети играют в слова.

Вот только за несколько лет соцсети и вообще интернет заметно развились, и внезапно сваливший на рязанцев городской бренд задел их куда сильнее, чем недавняя история с «березовым краем», где кружевные листья березок напоминают приходы сторчавшегося ежика. Там, кстати, еще пародия была – с висюльками-десантниками.

Город Глупов живее всех живых 



Для простоты разделим предложенный бренд на логотип и слоган. К слогану «Больше чем город» (без запятой) претензий не слышно – он более-менее удачен, по крайней мере, на фоне прочего. А вот логотип рязанцы который день склоняют на все лады – реакция на него почти однозначна. В «Вконтактной» группе «Новости Рязани» проголосовало более 4000 человек, примерно 90% – против. Группа общегородская, представлены все слои, так что выборку можно считать репрезентативной. Если опросить хоть все 500 тысяч рязанцев – соотношение вряд ли сильно изменится.

Поначалу возмущались самим логотипом, породив немало веселухи – остроумцы упражнялись, как могли. В моем личном рейтинге лидирует определение «половина Чебурашки, раздавленного фурой». Но чаще всего новый фирменный знак Рязани сравнивали с повисшим «на полшестого» мужским половым органом. Добавил «шороху» персонально врио губернатора Рязанской области Николай Любимов, выдавший на публичном представлении бренда следующий пассаж: «Кто-то видит в этом бренде часть человеческого тела. Наверное, это тоже хорошо. Демография будет повышаться» (цитирую по сайту Ya62.ru). Может, конечно, Любимов-2 не в курсе, но при таком положении детородного органа детей не сделаешь. Если оно и повлияет на демографию, то строго в обратную сторону. 

Мне, кстати, его манера шутить сразу напомнила сценку из «Кин-дза-дзы»: «Правительство – оно на другой планете живет». То, что г-н Любимов с ходу устроил горожанам такую «кин-дза-дзу», обещает интересное будущее, снова доказывая: несмотря на преходящие бренды, самый точный образ Рязани – профиль Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и его саркастические высказывания в качестве слогана. У него их много – выбирай на вкус. Если читают реальные дизайнеры – можете попробовать сделать. Вангую: сделаете хорошо – бренд станет куда популярней, чем палочка с кружочком, верхом на которой новоявленные «органчики» собираются «поднимать демографию».

Оно на палочке

Вслед за рядовыми гражданами высказались специалисты. Вот пишет у себя в Фейсбуке пиарщик Николай Матросов: «Надо отдать должное команде, она подошла к созданию бренда и логотипа как составной его части принципиально иначе, чем все предыдущие брендмейкеры. Ребята попытались сделать не просто слоган, а коммуникативную концепцию, которая должна позволять обыгрывать и доносить разные смыслы и ситуации, сохраняя основной посыл («Рязань больше, чем…»). Ребята также попытались сделать не просто графический знак, а коммуникативный, не побоимся этого слова, портал, призванный связать потребителя и продукт (т.е. горожанина или туриста – и город, события, людей). За подход – пять баллов. За результат – увы, двойка. Потому что, во-первых, некрасиво. Во-вторых, бессодержательно, т.е. ничего не объясняет. (…) Кроме теоретических знаний по брендированию, кроме большой исследовательской работы, кроме умения создавать шумиху вокруг «того, не знаю чего» – для брендирования крайне необходимы еще два условия. Первое – культурный слой, даже не просто слой, а огромный культурный багаж. Знание истории, традиций, социальных особенностей и т.д. Второе – нестандартное творческое мышление, позволяющее сгенерировать идею, объединяющую все рациональные посылы, и при этом эмоционально сильную и эстетически красивую. Не сделать бренд на чистой технологии. Для этого нужен творец. Вот на этом, мне кажется, и спотыкаются все попытки создать бренд нашего, такого необъяснимого, города». Свой текст Николай озаглавил «Оно на палочке», и название говорит само за себя.

Портал «Ya62» устроил опрос городских дизайнеров – все как один высказались негативно по отношению к бренду.

А недавно покинувший город тележурналист Николай Потапов переиначил на свой лад классические стихи Есенина:

На кой мне черт, что я поэт!.. 
И без меня в достатке дряни. 
Пускай я сдохну, только… Нет, 
пусть лучше памятник в Рязани,
чем этот вот висящий бренд.

Волшебная палочка с волшебным кружочком

Быстро выяснилось, что логотип не только вызывает у горожан негативные ассоциации, но банально сворован. Причем непонятно, в каком из четырех мест. Предметом вдохновения молодых креативных дарований могли быть, например, логотипы норвежской телекомпании Norsk Rikskringkasting и продукции испанской фирмы «Ferrer». Во втором случае полная идентичность – взят тот же шрифт и та же буква стоит отдельно от других элементов. То есть по мановению придуманной горе-дизайнерами волшебной палочки с ее волшебным кружочком Рязань оказалась не «больше, чем город», а «меньше, чем шампунь». Потому что визуально и тюбик с кремом от зуда, и бутылочка с гелем для душа выглядят гармоничней – там удачней подобраны шрифты к логотипу, пропорции не пугают. До кучи «рязанский бренд» обнаружился еще и в качестве логотипа одной из лондонских улиц.



Тут уже начали раздаваться не только оценки их работы, но и предложения касательно дальнейшей судьбы команды разработчиков бренда. Вот что написал у себя на странице музыкант и продюсер (и неплохой дизайнер, между прочим) Игорь Павлов: «Предлагаю властям принудить эту пятерку «разработчиков» отработать на благо города потраченные деньги. Пусть, например, подметают парки – это скажется на чистоте города и повысит туристическую привлекательность не хуже нового логотипа».

Японский прецедент

Почему-то мало кто обратил внимание на другой логотип, которым молодые дизайнеры явно вдохновлялись не менее усердно, чем названными, – Олимпиады-2020 в Токио. А он заслуживает пристального внимания. И не только сам логотип, но и его история.

Сначала давайте сравним. Скопированная рязанцами буква «Р» у японцев выглядит чуть иначе, потому что находится в окружении других элементов, формирующих из этой злосчастной палочки с кружочком уже не «Р», а стилизованную букву «Т». А красный цвет шарика – явный отсыл к тому, что событие намечено в Стране восходящего солнца. И вот уже – о, чудо! – палочка с кружочком становится фрагментом гармоничного логотипа. Отличный логотип! Хорошо бы этот японец Кэндзиро Сано над рязанским логотипом поработал, но о таком можно только мечтать.



Это присказка. Сказка началась, когда создателя японского логотипа обвинили в плагиате. Из-за тех дополнительных элементов вокруг палочки с кружочком. Выяснилось, что их придумал бельгийский художник Оливье Дэби для логотипа театра в Льеже. И создатель тут же заявил, что идею олимпийского логотипа у него, любимого, украли.

Японцы поступили мудро. С одной стороны, оргкомитет игр заявил, что не считает логотип плагиатом, а с другой – назначил дополнительный конкурс, заменив утвержденное лого другим. На мой вкус, более примитивным, зато целиком самостоятельным.

Так что запасаемся попкорном и смотрим, что дальше. Может, окажется, что новый руководитель Рязанской области не менее ответственен, чем оргкомитет токийской Олимпиады, и не захочет использовать ворованный логотип – чудеса, хоть и редко, бывают. Если нет, придется смириться с тем, что Любимов-2 и его команда – такая же самоуверенная молодёжь, как создатели бренда. А многочисленным критикам палочки с кружочком советую присмотреться к «царёвскому» областному туристическому бренду – по-моему, он гораздо ужасней.

Между строк 

В 1762 г. в Глупов прибыл Дементий Варламович Брудастый. Он сразу поразил глуповцев угрюмостью и немногословием. Его единственными словами были «Не потерплю! » и «Разорю!». Город терялся в догадках, пока однажды письмоводитель, войдя с докладом, не увидел странное зрелище: тело градоначальника, как обычно, сидело за столом, голова же лежала на столе совершенно пустая. Глупов был потрясен. Но тут вспомнили про часовых и органных дел мастера Байбакова, секретно посещавшего градоначальника, и, призвав его, все выяснили. В голове градоначальника, в одном углу, помещался органчик, могущий исполнять две музыкальные пьесы: «Разорю! » и «Не потерплю!». Но в дороге голова отсырела и нуждалась в починке. Сам Байбаков справиться не смог и обратился за помощью в Санкт-Петербург, откуда обещали выслать новую голову, но голова почему-то задерживалась. 

Настало безначалие, окончившееся появлением сразу двух одинаковых градоначальников. «Самозванцы встретили и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась». Из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.
 
«История одного города», М.Е.Салтыков-Щедрин, глава «Органчик»
Анатолий ОБЫДЁНКИН