Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 3 июля 2014 г.
I Love «Битлов»
Отыскать почти несбыточную детскую мечту можно всего в 800 километрах от малой родины
 
Фанатизм, будь то религиозный, политический или футбольный, обычно имеет мало общего с любовью и созиданием. Впрочем, искреннее и просвещенное преклонно перед высоким искусством, когда интерес к изучению того или иного феномена становится главной идеей в жизни заслуживает пристального внимания, а иногда и неподдельного восторга.
 
Длинная и извилистая дорога
 
В середине мая автору удалось по рабочим делам побывать в Питере. Кроме семинаров и лекций маститых коллег по цеху случай подарил мне удивительных встречи. Одна из них стала настоящим мостиком в детскую мечту. За два часа до отхода поезда коллега из Казани, спешивший на свой «паровоз», посоветовал посетить галерею на Пушкинской, 10 и расположенный там битловский дворик.
 
Как пытливый поклонник творчества ливерпульской четверки с 25-летним стажем я знал, что именно по этому адресу находится комитет по сооружению «Храма любви, мира и музыки имени Джона Леннона», но не надеялся застать там его основателя Колю Васина.
 
Легендарные питерские внутренние дворики, помнящие революционеров в науке, литературе и музыке, сразу не пускают тебя в свой причудливо таинственный мир. Прохода к Коле со стороны Пушкинской нет, приходится делать круг и проникать в рок-н-ролльную обитель с Лиговки.
 
Битловский дух и обаяние встречают уже перед входом. Барельефы и рисунки сразу погружают тебя в атмосферу хиповских 60-х, а вот и тот самый офис 910 – номер совпадает с датой рождения Джона Леннона – 9 октября.
 
Подарок Леннона и шепот Маккартни
 
Даже стучать в закрытую дверь не решаюсь – боюсь потревожить хранителя культа. Вдруг неожиданно открывается дверь, и из нее неторопливо выходит мужчина богемного облика, дружелюбно прощается с улыбчивым бородачом, в бархатном баритоне которого чувствуются интонации умудренного опытом битника.
 
– А можно ли поговорить с Николаем Васиным, – робко спрашиваю человека, закрывающего железную дверь.
 
– Зайди минут через пять, – по-свойски доброжелательно ответствует он.
 
Колоритная внешность матерого рок-н-ролльщика развеивает все сомнения относительно личности собеседника. Это значит, что через несколько минут я увижусь с главным битломаном Советского Союза и России.

 
Сначала он немного холоден, как ливерпульский дождик. Тестирует заезжего гостя под звучащий альбом 1965 года. Убранство музея очень сложно описать привычной лексикой гидов и путеводителей. Настоящая битлосказка!
 
Жемчужина ошеломляющей коллекции – диск Джона Леннона с автографом основателя знаменитого квартета, присланный еще молодому Васину в 1969 году.
 
В этом уникальном хранилище сэр Пол Маккартни разговаривал шепотом, завороженный убранством, вкусом и очарованием основателя.
 
Трогательный рассказ Коли о первой услышанной песне «Битлз» (кажется, это была «It won’t be long») и об английских, французских и японских пластинках, которые Васин покупал у моряков еще в самом начале шестидесятых, платя за каждую чуть ли не половину средней зарплаты советского работяги, придали нашему общению домашний доверительный тон.
 
Мы вместе дегустировали альбом HELP, а перед тем как я убежал на поезд, Васин подарил мне свой автограф на афише праздника, посвященного очередному дню рождения Паши – так ласково главный битломан страны называет сэра Пола Маккартни Что ж, имеет полное право – такую искреннюю всепоглощающую любовь действительно не купишь. А построить храм любви, мира и музыки вполне реально с маленькой помощью тысяч наших битломанов.
 
Именем рок-н-ролла
 
Несясь в пустом купе из Питера в Рязань, я еще долго прокручивал в уме всю нашу встречу. А может, и в нашем милом, но местами неухоженном городке сделать что-нибудь наподобие битловского скверика или какому-нибудь переулочку, названному в честь бравого пролетарского вожака, присвоить имя четырех ливерпульских революционеров музыкального мира?
 
В 1966 году на областном радио, пожалуй, впервые в СССР, в эфире прозвучали битловские композиции, пусть и в исполнении самодеятельного ансамбля радиоинститута.
 
Вот такая вот тонкая, как гитарная струна, ниточка между двумя по-своему удивительными населенными пунктами.
 
Может быть, эта причудливая смесь мерсисайдского с рязанским, воплощенная в глазастый указатель, эффектную табличку или стильные граффити, будет интересна не только закоренелым рокерам, но и любознательным туристам, которых в нашем губернском центре все же хочется видеть чаще!
 
I.M. WALRUS