Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 3 апреля 2014 г.
Олег КУРИН: «Мы поменяли шило на мыло»
Тренер ХК «Рязань» рассказал «Новой», почему его команда так и не смогла пробиться в плей-офф


 
По сравнению с предыдущим сезоном, худшим в биографии клуба, по итогам нынешнего ХК «Рязань» поднялся в таблице сразу на шесть ступеней вверх. Однако этого вновь оказалось недостаточно для того, чтобы включиться в борьбу за главный трофей Высшей хоккейной лиги «Братину». Почему так произошло, размышляет главный тренер рязанцев Олег КУРИН.


 
– Олег Николаевич, задача на сезон оказалась не выполненной. В чем видите причину: что-то пошло не так или же попадание в 16 сильнейших команд ВХЛ не такая уж и простая задача?
 
– Именно что не такая простая задача, как кому-то может показаться. Потому что у каждого из 26 клубов стоит такая цель, статистов в чемпионате попросту нет. У всех, конечно, разные стартовые условия, у шести лучших клубов они в значительной степени отличаются от остальных, но при этом абсолютно у всех амбиции попасть в плей-офф как минимум, а там уж как пойдет.
 
– Могло ли быть по-другому?
 
– Всегда может быть и лучше и хуже, у меня же к итогам сезона сложилось несколько двоякое отношение. В подготовительный период вроде бы были вполне оптимистические прогнозы, ведь уже тогда была достигнута договоренность с пятнадцатью игроками, в дальнейшем надеялись, что еще усилимся и сможем создать боеспособный коллектив. Но бумага есть бумага, когда же вживую видишь, на что люди способны, то краски несколько блекнут. По этой причине уже на старте пришлось с некоторыми расстаться, потому что откровенно не тянули. Собрать такую команду, какую хочет тренер, на моей памяти в Рязани не удавалось ни разу, не стал приятным исключением и завершившийся сезон. Начало выдалось несколько волнообразным, но по ходу чемпионата нам удалось стабилизировать ситуацию, и в какой-то момент появилось устойчивое мнение, что мы обязательно справимся с поставленной задачей. Сразу после Нового года провели четыре ярких матча, из которых три выиграли, а «Нефтянику» хоть и уступили, смотрелись просто здорово. Всё это давало нам большие шансы на попадание в плей-офф. Но потом вдруг все пошло не так…
 
– Почему же случился провал на заключительной стадии?
 
– Ответа на этот вопрос нет. Могу лишь предположить, что свою отрицательную роль сыграла дозаявочная кампания. В поисках усиления мы крайне неудачно провели предновогоднюю ротацию, которая в итоге не привела к качественному сдвигу в положительную сторону. Получилось так, что поменяли шило на мыло, в результате новые люди свежей струей так и не стали, а в психологическом плане в команде что-то сломалось, оказались нарушены какие-то личностные связи. Сейчас кажется, лучше бы мы этого и не делали. Но с другой стороны, когда существуют явные изъяны, просто необходимо предпринимать какие-то шаги, обойтись без накладок в этих случаях бывает практически невозможно, поэтому уже изначально закладываются риски. Будь у нас возможность взять нужных игроков сразу, внесение каких-то корректив уже не понадобилось бы. Но команда не может весь сезон выезжать за счет десяти ведущих игроков, они же не заведенные игрушки и какие-то спады в игре естественны, к тому же дополнительные проблемы принесли травмы. Лидеры коллектива, на которых легла основная нагрузка, подходили ко мне с вопросом: «Олег Николаевич, ну, когда же остальные хоть чем-то помогут?» А что я им мог ответить? Для того чтобы избежать провалов подобных нашему, нужно иметь более стабильный и конкурентный состав, чтобы всегда была адекватная замена. У нас такой возможности просто не было. 
 
– А может, оно и к лучшему, что команда не попала в плей-офф, ведь как показал финиш сезона, не очень-то она оказалась к этому готова. Ну, повторила бы судьбу «Сокола», «Титана», проигравших первую серию 0:4, разочарование было бы еще сильнее…
 
– Конечно, выходить с 15–16-го места не очень-то уютно, тем не менее, попадание в плей-офф в любом случае почетно. И двух мнений здесь быть не может. К тому же на этой стадии соперничество проходит несколько иначе, есть какое-то время залечиться, поднаработать. Как бы там ни было, обязательно нужно пытаться, в противном случае – ради чего всё это? Весь процесс абсолютно обессмысливается, если не пытаться пробиться дальше. К тому же выступление в плей-офф и игрокам дает отличную возможность проявить себя, что может в значительной степени повлиять на их дальнейшую карьеру. Конечно, лучше выходить с более высоких мест, но шансы есть всегда, просто вероятность того, что удастся пройти дальше, в значительной степени падает.
 
– Чтобы добиться чего-то в регулярном чемпионате, а более того в плей-офф, обязательно нужно иметь в составе хотя бы несколько игроков серьезного уровня. У нас были Егин, Воробьев, но удержать их в нужный момент не удалось. Неужели для этого нет каких-то реальных рычагов?
 
– Давно сложилась такая ситуация, что для квалифицированных игроков, которые у нас время от времени появляются, мы являемся неким трамплином на более высокий уровень в игровом или зарплатном плане. И это вполне нормальное явление. Хоккеисты – как перелетные птички, где им лучше, там они и стараются «свить гнездо». Учитывая, что игроков высокого класса на всех не хватает, то привлечь их сюда на постоянной основе крайне проблематично. У нас есть регламент, контрактные обязательства, которые мы должны соблюдать, поэтому выиграть борьбу за игрока мы можем, лишь создав ему достойные условия: под этим подразумевается не одна и не две вещи. В клубе должна существовать многолетняя перспектива, трехлетний, четырехлетний горизонт планирования, должна быть уверенность в завтрашнем дне, чтобы игрок осознавал, что все тяготы лягут не только на его плечи, но свой вклад внесут и другие люди. Сейчас хоккейный рынок достаточно проблемный, особенно сказывается дефицит защитников и центральных нападающих, поэтому, чтобы удержать кого-то, его необходимо заинтересовать.
 
– В межсезонье ходили разговоры о том, что вот возвратился старый тренерский штаб и он в одночасье выправит ситуацию, и никто не задумался о том, что команда в таком виде существует лишь первый год. Не рановато ли была поставлена столь серьезная задача, ведь выполнить ее так и не удалось? 
 
– Чтобы приплыть в нужную точку на быстрой реке, нужно брать выше по течению, так и в спорте в какой-то степени необходимо немножко завышать задачи, чтобы было к чему стремиться. Но при всем при этом, я тоже не волшебник: есть вполне объективные вещи, которые не преодолеваются с помощью каких-то слов, убеждений или той же психологии. Они решаются совсем по-другому. 
 
 – Временами возникало такое чувство, что коллективу не хватает какого-то единения: кто-то в каждом матче бился в кровь для достижения победы, а кто-то попросту отбывал номер.
 
– Мы опять возвращаемся к человеческому фактору и игровым качествам. Условно говоря, будь у меня 27 игроков таких, как Дима Мухин – кто-то нападающий, соответственно, кто-то защитник, но именно такого склада характера, я был бы полностью удовлетворен. Да, Руслан Башкиров замечательный хоккеист, но я бы предпочел в своем большинстве иметь в составе таких, как Мухин – пусть не столь ярких, но самоотверженных и надежных. Хоккеисты – живые люди, а не пешки, и у каждого имеются амбиции, нередко явно завышенные и ничем не подтвержденные. Каждый хочет показать своё «я», но далеко не всегда это идет на пользу: одни разговоры, а КПД – крайне низок. И порой убедить в этом самого хоккеиста бывает просто невозможно. 
 
На финише регулярного сезона управляющий директор ВХЛ господин Скоропупов собрал в Москве главных тренеров команд, и выяснилось, что подобные проблемы существуют практически у всех. Именно представители ведущих клубов лиги подняли вопросы по пересмотру контрактной системы игроков, потому что рычагов воздействия совершенно не хватает, чтобы управлять столь сложным механизмом, как хоккейная команда. И все эту инициативу поддержали, поскольку понимают всю ее важность. Теперь посмотрим, во что это выльется по ходу межсезонья.
 
– Как минимум с одной задачей ХК «Рязань» справиться все же удалось: как и обещал в межсезонье директор клуба Роман Годес, болельщики вернулись на трибуны, случались даже аншлаги.
 
– Зритель голосует ногами, и раз уж трибуны временами заполнялись под завязку, значит, команда выдавала достаточно качественный продукт. Болельщиков интересуют победы, а каким способом они будут достигнуты, им не важно. По-своему они, наверное, правы, ведь ждут зрелища, а мы со своей стороны обязаны его обеспечить.
 
Юрий МАТЫЦИН