Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 3 марта 2011 г.
Свежие новости
До полной потери сопротивления
Рязанский педагог Александр Бабий – о том, может ли толерантность довести до предательства



Толерантность – терпимость…

В медицинской науке это слово на протяжении столетий имеет конкретное, более точное пояснение: «Терпимость организма к живущим на нем или внутри него паразитирующим организмам».

В медицинской энциклопедии 50-х годов прошлого столетия значится: «Полное отсутствие способности человеческого организма сопротивляться антителам».

Или еще одно: «Потеря способности живого организма переносить неблагоприятные влияния того или иного раздражающего фактора чужеродной среды».

Проблема же толерантности в современном её понимании остро проявлялась еще в античные времена среди народов с разными вероисповеданиями, вынужденными жить на общих территориях. Например, в пределах великой империи Александра Македонского.
Поэтому терпимость и терпение – по смыслу находятся рядом. При этом не следует забывать о том, что любое терпение предполагает обязательное ПРЕОДОЛЕНИЕ. 


От Моэма до наших дней

Современное прочтение смысла слова «толерантность» у большинства непозволительно «дистиллированно». Оно мягкое, вползающее в сознание доверчивых, устраивающее – измученных, загнанных нечеловеческим перенапряжением людей. Оно как бы уговаривает всех  с любовной готовностью принимать чужой образ жизни. Именно только принимать, но не понимать!

В нынешнем мироустройстве любой политик, безусловно, должен быть воспитан в «терпимости к чужому образу жизни, к иным политическим взглядам и пристрастиям, а также к чужим культурам» (одно из современных определений толерантности). Именно публичность политика обязывает его быть человеком, способным находить истоки взаимопонимания с представителями иных государств.

И с приближеньем катастрофы
Через войну или тюрьму
Придется всем принять Голгофу
За то, что бережем страну!
За то, что любим прикровенно,
Не замечая нищеты,
Слагая в сердце только гимны!
Умрем за Родину…
– А, ТЫ?..
Автор

Но народу, окормляемому сонмом политиков, следует в первую очередь очень ответственно относиться к собственной культуре и с особой осторожностью использовать в своем языке каждое иностранное слово, дабы не навредить самим же себе!

Признаюсь, я ведь не оригинален. Озвучиваю лишь то, с чем пришлось познакомиться моему поколению еще в годы хрущевской «оттепели». Из мемуарно-критической книги «Подводя итоги» английского писателя первой половины ХХ столетия Уильяма Сомерсета Моэма, автора «Луны и гроша», «Театра», «Бремени страстей человеческих», узнали о его негативном отношении к слову «толерантность».

С чего это, «уважаемый Александр Николаевич, взялись мир поучать?», спрашивает, привыкший к замыленной жизни обывателя представитель определенного социального слоя.

Прежде всего, хочу напомнить слова молодого публициста Захара Прилепина, который предупреждал о том, что «Огульная толерантность – это болезнь. Огульная нетолерантность – болезнь не меньшая!»

Кроме этого, опыт прожитых мною без года семи десятков лет, полувековой педагогический стаж и, главное, воспитанная привычка не казаться, но быть мужчиной и гражданином в родном Отечестве, обязывает высказать собственные, тревожные мысли.

Они о нынешнем очень мутном состоянии отечественной культуры и образования. Они о печальном факте предательства собственных детей и внуков. Они, наконец, о собственном неприятии любых извращений в поведении, делах, поступках и образе мыслей современных ответственных работников в сфере отечественной культуры и образования. Они о бездумии и безответственности чиновников, нередко высокообразованных, но с очень сомнительными желаниями. Они о тех педагогах, которые подчас не ведают что творят, помогая всякому сброду (понимай смысл – сбредаться, сходиться) «оптимизировать и модернизировать сферу образования».

Словесный туман

Для введения читателя в атмосферу притворного радения власти об изнемогающих от явных унижений учителях, все еще продолжающих с мыслями о всеобщей толерантности смиренно тащить полуистлевшую баржу школьной системы, приведу свежий документ, который был доставлен мне с нарочным из верхних кабинетов областной власти. На его титуле значится: «для изучения А.Н. Бабию».

Это – постановление от 01 февраля 2011 г. № 17 о внесении изменений в постановление Правительства Рязанской области от 03 февраля 2010 г. № 13 «Об утверждении Порядка расчета нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Рязанской области на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых за счет местных бюджетов)».

Последний пункт, заключенный авторами документа в скобки, заставил облегченно вздохнуть: ну, наконец-то началось четкое прописывание и разграничение  вложения  денежных средств в «зоны их приложений»!

Но приятное волнение исчезло при дальнейшем моем знакомстве с содержанием этого премудрого документа.

Привожу из него формулу расчета НОРМАТИВА НА ОПЛАТУ ТРУДА:



В пояснении  литерой b обозначена месячная тарифная ставка оплаты труда, соответствующая сложившемуся в муниципальных образовательных учреждениях Рязанской области СРЕДНЕВЗВЕШЕННОМУ (разрядка А. Н. Б.) разряду работников по Единой тарифной сетке оплаты труда работников государственных учреждений Рязанской области в текущем году, доведенной до минимального размера оплаты труда с последующим увеличением на размер дифференцированной выплаты в соответствии с разрядом.

Тут мой компьютер взмолился (зеленым курсивом), прося упростить слишком уж «заумное» предложение. Но увы! В этом стиле выдержан весь семистраничный текст важного документа.

Но насторожила меня куда более значительная деталь: ПЯТНАДЦАТЬЮ литерами обозначены коэффициенты «увеличения», «индексации», «удорожания стоимости услуг», «удешевления стоимости образовательной услуги», приводится три таблицы «Коэффициентов удорожания стоимости образовательной услуги по ступеням обучения; удорожания по видам классов; и зависимости от различных факторов».

Но нигде открыто не обозначена сумма того «минимального размера оплаты труда», от которого должен рассчитываться тот или иной коэффициент!

Хотя используемый в документе оборот: «размер оплаты труда» коробит. Точнее было бы пользоваться выражением: «размер заработной платы», поскольку заработная плата всегда предполагает точные размеры, а «оплата труда» – куда более общее понятие, содержащее в себе массу условных «фантиков», позволяющих скрывать различные нарушения.

Подобные словесные нагромождения позволяют выполнять... ПОДМЕНЫ! Что, кстати, с виртуозностью великих мастеров нередко и исполняется. Видимо, чиновнику сподручнее наводить тень, а к цели идти не прямиком, а «нарезая круголя». (Невольно пришла на ум народная реплика: «Дураку семь верст не крюк»).
 
Обитель евнухов

Для чего же использовать пятнадцать корректирующих коэффициентов к учительской ставке, которая НИЖЕ всяких возможностей существования? Зачем? Не проще ли определить твердый оклад педагогам. А за все явные успехи в их работе выписывать премии. И поскромнее – премии начальству.
«Бес попутал» – должны честно признать все нынешние работодатели, и не только в системе образования.

Согласен! Без лукавого не обходится ни одно сомнительное дело. Но в каком кабинете Рязани сидит тот бес, что определяет расчетную ставку учителя в 2600 рублей? А «стоимость» коэффициента уровня образования (высшего) в 182 рубля? Как случилось, что нынешнего педагога обязали (цитирую знакомых учителей) «выслуживаться перед своим работодателем», «с завистью относиться к любому проведенному мероприятию своих коллег, за которое положены наградные баллы в размере 32 рублей за каждый балл?»

Уважаемый читатель, об этом невозможно слушать без содрогающей душу боли. Почему малому бизнесу предписывается оплачивать работникам не менее 6000 рублей, при этом категорически запрещается «портить общую картину средней зарплаты по области». Ослушникам грозят санкции на 10–20-кратное налоговое обременение!

Так кто же все-таки обрушил выстроенный несколькими поколениями отечественных педагогов величественный свод русской педагогической системы? И, прежде всего, в нашей некогда мощной педагогической державе, которую совсем еще недавно мыслили как Рязанскую.

Все это дело рук тех, кому новизна любых иностранных слов приятнее привычного, родного слова. Тех, кто способен «не договаривать», «скрывать», «комбинировать» в радость начальству. Тех, кто воспринимает учительский труд как проходную работу, которую может исполнить каждый.

За что, уважаемые рязанские власти, такое постыдное неуважение к учительству? Думаете, это все сойдет? Мыслите, что свыкнется-слюбится?

Сомневаюсь.

Стыдно признавать полную рабскую зависимость директорского корпуса от соблазна начислять и распределять учительские деньги.

Стыдно за тех, кто на протяжении уже нескольких десятилетий методично, в угоду обстоятельствам, шаг за шагом сдает бастионы школьной науки.

Как только вспомнишь «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Рязанской области…» с их показателями: на душу населения – 4 829 рублей, для трудоспособного населения – 5 240 рублей, для пенсионеров – 3 954 рубля, так невольно приходит ощущение, что выпало по судьбе всем нам, рязанцам, жить в области, густо перенаселенной политическими евнухами, евнухами в образовании, культуре и т.д. И сбиваются эти бедняги в группы и группировки, при этом тщетно пытаясь своими фальцетами и дисконтами исполнять басовые партии из русских опер. (При этом они делают вид, а кто-то и действительно не замечает активного укоренения на просторах рязанского образования дикого просвещенческого сора, подобострастно рассеваемого «просвещенными активистами всех уровней педагогической среды»).

В заключение выскажу следующее несогласие с теоретиком от образования господином Асмоловым и ему подобным «хористам», которые, пытаясь навязать полный отказ от лучших традиционных методик отечественной школы, кокетливо укоряют нас в консерватизме и нежелании принять передовых форм современного образования.

Господа новаторы, когда вам на рынке попытаются всучить вместо тушки забитого кролика ободранную кошку, то вы же незамедлительно вспыхните негодуя? Вы обязательно сошлетесь на то, что у кролика должны быть не отрубленными задние лапы. А в наши школы под видом инноваций, какой только инновационной дохлятины не нанесли! Напомню 90-е годы, когда в рязанских школах насаждались финансируемые из городского и областного бюджетов сектантские программы, заменявшие традиционные учебные дисциплины. И ведь ни одного рязанского мудреца от педагогики тогда невозможно было урезонить. Вот уж когда они поистине скучковались. Только исчезли те хваленые нововведения, выброшены учебники сомнительного содержания. Остались порушенный авторитет учителя и полное неверие в полезность академического образования. Да все еще сохранено у большинства подобострастное слизывание ушами иностранных слов, за которыми прячется лишь одна методика – методика разрушения с единственной целью – не допускать на мировой рынок крепкие русские высокообразованные кадры.

Вспомните, что на прошлой неделе «обронил» Владимир Жириновский: «…нам не нужны умные и больные! Нам нужны тупые, но здоровые!» Этого говоруна понять можно. В своей вечно фантонируемой речи он, как всегда, допустил срыв смысла. Наверняка он желал лишь одного – снижения процента учебной нагрузки на ученика.

P.S. Ну, так что же, уважаемые рязанцы?.. Господь все еще дарит нам по своей милости рождение умных талантливых детей. А что мы им оставляем? Бредовые педагогические прожекты? Спросил и тут же вспомнил вчерашнюю реплику одного из своих приятелей, преподавателя русского языка: «Ну, ты, Александр, даешь! К мятежу призываешь!.. А знаешь ли ты, что губернатор чихать хотел на все твои стенания?»

Предполагаю, но не верю! Поскольку опыт педагога научил верить в каждого. Научил терпению. Научил понимать ситуации и не считать врагами тех, кому выпало разделять общую участь гибели или возрождения. Научил необходимости не молчать, если грозит опасность. И не важно – большая или малая. (Опасностей, как и зла, малых не бывает.) Искази смысл слова, и тут же враг рода человеческого зайдется в истерике звериного хохота. Перенеси акцент всего лишь в слове «толерантность» и внимание усыплено – делай, враг, с народом что задумал!


Слушая и понимая – становишься несокрушимым, полезным, хотя дела твои могут быть с первого взгляда незначительными. На этом страна наша, толерантная по сути, все еще остается недоступной для всего ЧУЖЕРОДНОГО, хотя раздражающих факторов предостаточно.