Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№19 от 2 июня 2022 г.
Театр топонимического абсурда
Самый информированный знаток рязанских улиц написал две книги о парадоксах и тайнах, которые скрывает карта города


В последнюю пятницу мая в «федоровском» зале рязанской Центральной городской библиотеки имени С.А. Есенина царствовал Николай Булычев, просвещая желающих насчет разных тонкостей, связанных с названиями местных улиц и площадей. Глава Рязанской топонимической комиссии презентовал там сразу две свои книги, вышедшие одна за другой с разницей в месяц: «Занимательная топонимика. Абсурды и курьезы названий рязанских улиц» и «Рязань в названиях от “А” до “Я”».

Как несложно догадаться, оба труда прямо касаются профессиональной деятельности автора – топонимики родного города. Николай Александрович из тех людей, кто за словом в карман не лезет – много интересного рассказал и о книгах, и о подробностях взаимоотношений Рязанской топонимической комиссии с властями.

От Трампа до Кадырова

– Первая книга – «Занимательная топонимика. Абсурды и курьезы названий рязанских улиц». Что меня побудило ее написать? Наша топонимическая комиссия, которую я возглавляю, вот уже много лет занимается наименованиями улиц нашего города. Часто мы слышим претензии: «А что за дурацкие названия? Все не так! Почему в Рязани такие же названия, как в Москве, Астрахани, Архангельске? Почему везде все одинаковое? Никакого своеобразия!» Вот на эти обвинения я и отвечаю в своей книге, объясняя, почему в Рязани именно так все произошло.

В книге рассказаны многие абсурдные моменты, касающиеся названий рязанских улиц. Хороший пример: у нас есть сразу две Безбожных улицы. Советские времена давно прошли, а они сохранились до сих пор. Мы в свое время голову сломали, как их переименовать. Вернуть исторические названия? Раньше они назывались 1-я Банная и 2-я Банная улицы. Когда обратились к жителям, те сказали: нет, мы не хотим жить на Банной. Были идеи назвать именем маршала Жукова, назвать их 1-я и 2-я Казачья, даже именем Ахмата Кадырова. Один веселый блогер разместил в интернете петицию за то, чтобы переименовать 2-ю Безбожную улицу в улицу Дональда Трампа. После этого пресса взбесилась и, наверное, все, какие есть, СМИ – от «Российской газеты» до арабской «Аль-Джазиры» – начали мне звонить и уточнять, насколько это серьезно. Я отвечал, что по разным причинам это невозможно. Например, прописано в нормативном документе, что только через пять лет после смерти человека можно его именем назвать улицу, и вообще стараемся именных названий избегать. По генплану Рязани этих улиц скоро не будет – они постепенно застраиваются, и новые дома нумеруются по другим улицам. Сейчас по 2-й Безбожной осталось три дома, по 1-й Безбожной – два дома.

Иногда непонятно, чьим именем названа улица. Когда в 1919 году совет рабочих и солдатских депутатов начал переименовывать улицы, они об этом постоянно забывали сообщить в своих документах. Неясно, в честь кого именно названы улицы Кольцова, Бабушкина – это до сих пор загадка.

В советское время часто хотели увековечить имя замечательного, как тогда считалось, человека. Вот назвали проезд в честь Шабулина на Приокском, но кто-нибудь знает, кто такой Шабулин? Только краеведы да историки. Разве это увековечивание имени? Или улица Семена Середы. То же самое. Я однажды шел по ней и спрашивал местных жителей, в честь кого она названа. Кто говорит – в честь поэта, кто – в честь героя ВОВ. На самом деле – в честь революционера-большевика, но люди этого совершенно не знают. Вот таких забавных моментов у нас много, и в книге о них рассказано.

Вы знаете, что у нас есть улица, по которой можно пройти только с 8 до 17 часов? Это Спартаковская на территории центрального рынка – она единственная в Рязани закрывается на ночь. Все сооружения и павильоны там относятся к Спартаковской улице, владеет ими ООО «Бастион», которое перекрывает вечером проход по одной из улиц центра нашего города. Такие моменты абсурда я в книге тоже описываю.

Двоечники с широкими полномочиями

– Забавный момент – царящий в городе аншлаговый беспредел. В свое время в управлении благоустройства городской администрации был отдел, который занимался вывешиванием табличек-аншлагов: улица такая-то, номер дома такой-то, и так далее. Еще в 2000 году наша топонимическая комиссия принимала участие в выработке правил размещения табличек на домах. Мы довольно подробно прописали: на какой высоте, какой размер, как должен выглядеть текст. Все было прописано! Сейчас де факто это отменено, и даже отдел, занимавшийся табличками, ликвидирован. Зато городская администрация выпустила нормативный документ, по которому теперь каждый собственник дома вешает таблички за свой счет. В результате на многих улицах вы увидите таблички на разной высоте, разного размера, с разными шрифтами. Если пройти по центральной улице Ленина, на одной табличке будет написано «улица Ленина», на другой «улица В.И. Ленина», на следующей «Ленина» и внизу слово «улица», дальше «улица Ленина» и внизу «Астраханская». Сразу четыре разных наименования у центральной улицы!

Или улица профессора Никулина. На одной табличке «улица профессора Никулина», на другой «улица проф. Никулина», на третьей – просто «улица Никулина». Такое встречается очень часто.

Я бывшему губернатору Любимову рассказывал на совещании о туристической привлекательности Рязани, что стыдно приглашать туристов из других городов на наше священное место – площадь Победы. Вечный огонь, мемориал, все там вроде замечательно, но к площади примыкает дом с табличкой, где написано «улица Первомайский проспект». Ну, это же бред: или улица, или проспект! На Московском шоссе тоже много табличек, где написано «улица Московское шоссе». То же самое на Михайловском шоссе. Когда я сказал об этом еще три года назад губернатору, мэр Сорокина рядышком сидела и все слышала. Даже что-то записывала. Но как висели эти таблички, так и висят. Стыдно за родную Рязань! Элементарная безграмотность на уровне незнания программы средней школы. Не может быть улица проспектом! Скоро дойдем до того, что центральную площадь назовем «улица площадь Ленина».

Так что книгой «Занимательная топонимика» я во многом отвечаю многочисленным критикам, которые тоже все это безобразие видят и постоянно удивляются, что мы ничего не можем с ним сделать. Но такие руководители у нашего города, что нас не слышат.

Увлекательная каторга

– Следующая книга, которую хочу представить – фундаментальный труд «Рязань в названиях от “А” до “Я”». Долго собирал для него материалы и, наконец, выпустил. Моей задачей было описать все улицы Рязани, а также площади, проспекты, проезды и так далее.

В книге подробно указано, где и какая улица находится. С границами – где улица начинается и где заканчивается. Объяснено, почему она так называется. Немного рассказана история каждой улицы – здесь я во-многом ориентировался на книгу кандидата исторических наук Ирины Кусовой «Улицы и площади Рязани». Собственно, так я и работал, когда писал: с одной стороны на столе открыта книга Ирины, с другой – книга зампредседателя топонимической комиссии Рязани Арсена Бабурина «Топонимический словарь населенных пунктов Рязанской области»

Труд оказался каторжный. Дело в том, что у нас источников по этой теме практически нет. Помогали архивными справками Олеся Яновна Азовцева и Александра Ивановна Царегородцева. А вот найти начало и конец улицы – тут вообще никаких источников нет. Я честно пытался пользоваться картами – и бумажными, и сетевыми. Много карт сейчас продается в киосках, где полная отсебятина и они друг другу противоречат. В интернете то же самое. В итоге пришлось буквально излазить весь город, исходить Приокский, Канищево и Песочню, узнавая начало и конец каждой улицы. Повторить эту работу будет очень сложно.

Думаю, многим книги будут интересны, а в учреждениях типа станции скорой медицинской помощи, отделений полиции и пожарной охраны они точно должны быть.

В справочных материалах книги приводятся сведения о том, как менялись названия улиц с 1919 по 1998 год. Для справки: за этот период в городе переименовано 213 улиц. То есть практически каждая хоть раз да переживала эту унизительную процедуру. А знаете, сколько сохранили свои дореволюционные названия? Всего 18! Семь улиц и одиннадцать переулков. Абсурд, курьез и уличная чехарда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Библиотечный демиург. Дизайнер и подвижник Игорь Коженкин – о модельных стандартах, будущем бумажных книг и переписке с президентом

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

 

 

 

 

 

 

Анатолий Обыдёнкин