Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№13 от 2 апреля 2015 г.
В стиле feel good
Легендарный саксофонист Билл ЭВАНС – о музыке, политике и музыкантах с Марса


Фото Андрея ПАВЛУШИНА
 
Партер не мог усидеть на месте, амфитеатр танцевал, ярусы отчаянно аплодировали. А на сцене в свете театральных софитов вдохновенно блюзовал человек в красных джинсах, синей бандане и с саксофоном в руках!.. 29 марта в рамках большого российского тура в Рязани выступил Билл Эванс, легендарный американский саксофонист, неоднократный номинант «Грэмми». Участник прославленных ансамблей Майлза Дэвиса и Джона Маклафлина гастролирует сегодня со своей командой SoulgrassBand. За два часа пятеро американских парней основательно прокачали Рязанский театр драмы: от бархатных портьер до хрустальных подвесок люстры.


 
Впрочем, камерность зала театра драмы оказалась как нельзя более подходящей для выступления джаз-рокового коллектива. И по размеру: 
 
– Здесь все оптимально: зал достаточно большой, чтобы вместить хорошую аудиторию. Но и не слишком огромный: можно чувствовать себя рядом с публикой, – Билл Эванс поделился с рязанскими журналистами первыми впечатлениями после саундчека.
 
И по ассоциациям: путешествуя по странам и континентам, играя более ста концертов в год, Билл Эванс уже давно превратился в «музыканта Вселенной», всей своей жизнью доказав, что мир – одна большая сцена. И пресловутую четвертую стену он ломает несколькими нотами. Точно так же, как ломает всякие стереотипы о границах и различиях между людьми.
 
– Люди везде одинаковые, – музыкант сам поднял тему российско-американских отношений, предвосхищая вопросы о политической ситуации. – Куда бы я ни приехал, выходя на сцену, вижу, что люди улыбаются. Политика – это нечто далекое, меня она совершенно не интересует. Мы не занимаемся политикой. Интересны лишь отношения между людьми. В России зрители удивительно искренние и отзывчивые, они хорошо воспринимают нашу музыку. А когда мы видим улыбающиеся лица, мы и играем лучше, – это взаимный процесс. У нас нет никаких предубеждений. Музыка позволяет людям забыть о политике. Мы не собираемся ничего проповедовать. Жизнь слишком коротка, чтобы переживать о политике. И тем более жизнь коротка, чтобы играть скучную музыку.
 
И, надо сказать, вечер, проведенный в нашем городе, музыканты провели по полной, не отдав ни секунды скучной музыке. Зачин сделала группа Feelin’s, выступившая организатором рязанских гастролей Soulgrass. Команда Геннадия Филина представила свою «изюминку»: джазовый вариант есенинской лирики. Услышав знакомую мелодию, зрители уже были готовы подпевать: «Не жалею, не зову, не плачу», – но вокалистка Оксана Алешина сразу перешла на английский: «No regret I feel, no pain, no sorrow». Помог ли родной язык Биллу Эвансу, присоединившемуся к «филинзам» в финале композиции, сказать трудно, но его соло на саксофоне органично влилось в музыкальный текст.
 
– Джаз – это язык, – рассказал он перед совместным выступлением с Feelin’s, –  так что я свободно реагирую на любую музыку, легко включаюсь в разговор и получаю удовольствие.
 
После своего номера рязанские джазмены уступили сцену американским гостям. И те сразу взяли такой высокий уровень, что зрителям только и оставалось, что аплодировать и успевать переводить дух между зажигательными соло. Отточенный профессионализм и раскованность, виртуозное солирование и мастерство ансамблевой импровизации, настоящий мужской вокал, грамотно разложенный в трехголосие, живой драйв и неиссякаемый нерв – все это Soulgrass.
 
Каждый из участников квинтета заслуживал отдельного представления со сцены. Что было проделано лидером коллектива неоднократно и с явным удовольствием: барабанщик Джоэл Розенблат, гитарист Митч Стейн, басист Дэйв Андерсон и известнейший гитарист, певец Мурали Кориэл.
 
«Человек с Марса» – так представил последнего Билл Эванс, намекнув на его «неземное» обаяние и исполнительское мастерство. Экспрессивная мимика Мурали, его блюзовый вокал с подкупающей хрипотцой очаровывал зрителей. А произносимые с нескрываемой радостью фразы на ломаном русском (о том, как красив наш город и как «я счастлива!») встречались подбадривающими криками.
 
– Мурали Кориэл – сын моего друга, великого джазового гитариста Лари Кориэла, так что с Мурали я познакомился, когда он был еще маленьким мальчиком, – рассказал Билл Эванс. – Лари мне постоянно говорил, что у него есть два сына, которые прекрасно играют на гитаре. Мне это запомнилось, и я был уверен, что однажды мы должны сыграть вместе. А потом я подумал, что если я сыграю с ним, пока он молодой, то он будет недорого мне стоить. Но опоздал, – со смехом подвел итог музыкант.
 
«Смесь джаза, рока, фанка, блюза и море импровизации» – определяя свое направление, Билл Эванс не смог остановиться на одном термине. Ему и по жизни трудно оставаться в каких-то рамках. «Я учусь, постоянно учусь», – говорил он перед концертом, рассказывая, что все время пробует нечто новое. На интервью он сам засыпал журналистов вопросами. Во время выступления его движение не прекращалось ни на минуту: он пел, пританцовывал, играл на клавишах, менял тенор-саксофон на сопрано, выводил замысловатые соло, заводил зал и музыкантов. А на бис пригласил в команду Геннадия Филина, который лихо отыграл отведенные ему квадраты.
 
Музыка в стиле feel good – такое интересное определение употребил Билл Эванс в одном из интервью. Правильнее и не скажешь. Музыканты представляли в Рязани свой новый альбом «Live in Moscow». И здесь можно было бы перечислять композиции, но вряд ли на бумаге это имеет смысл. Это не та музыка, которая на слуху у каждого. Но это те ритмы, услышав которые по радио, вы обязательно прибавите громкость. И это один из тех концертов, после которых убеждаешься, что, да, рок-н-ролл жив. Или, по крайней мере, feel good.
 
Вера НОВИКОВА