Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 19 марта 2020 г.
Кислородное голосование
 Из плебисцита по поправкам в Конституцию рязанцы смогут извлечь как минимум экологическую выгоду

Главное политическое событие текущей недели – это решение Конституционного суда (КС) Российской Федерации, который в понедельник, 16 марта, признал законными поправки в Конституцию. 

Кроме того, согласно решению КС, указание на веру в Бога в Конституции не вводит обязательность религиозных убеждений, а подчеркивает необходимость их учета в госполитике. Аналогично, по решению суда, положение о браке как союзе мужчины и женщины не носит дискриминационный характер, а призвано отразить сформированные социальные нормы, целью которых является сохранение и развитие человеческого рода.

Принципиальным моментом является то, что КС признал легитимной также поправку Терешковой, позволяющую Владимиру Путину обнулить свои президентские сроки. Судьи решили, что принцип демократического правового государства предполагает, хотя и не предопределяет ограничения сроков президента. По их мнению, принцип народовластия – это возможность избрания народом на свободных выборах подходящего главы государства. При этом «базовые конституционные характеристики государства от этого пострадать не должны» в силу того, что «они защищены развитым парламентаризмом, реальной многопартийностью, политической конкуренцией, эффективной моделью разделения властей и правосудием».

После решения КС голосование за поправки уже становится реальностью не только де-факто, но и де-юре, поэтому продолжим начатый в прошлом номере («Новая» № 10Р от 12 марта) SWOT-анализ* складывающейся ситуации. Учитывая, что мы – региональный выпуск, то и анализируем влияние предстоящего голосования за поправки в Конституцию исключительно с региональных позиций. То есть рассматриваем угрозы и возможности, которые появляются для Рязанской области, а также сильные и слабые стороны, которые выявляет обновленная реальность. 

Ранее мы рассмотрели раздел «Угрозы» – анализ отрицательных внешних факторов. Сегодня мы исследуем раздел «Возможности» – также внешние факторы, но уже с положительным оттенком. И до дня голосования нам останется рассмотреть внутренние факторы с положительным и отрицательным знаком – сильные и слабые стороны.

Для голосования власти хотят сделать дополнительный выходной день. Пока в качестве дня проведения опроса определена среда, 22 апреля. Из-за пандемии коронавируса голосование могут перенести. В этом случае мы можем повторно вернуться к разделу «Угрозы» уже в новых условиях.

Какие дополнительные возможности может дать нашему региону предстоящее голосование? Основные изменения напрямую затрагивают федеральные органы власти и, будем откровенны, мало повлияют на рязанскую жизнь. Поправки, по сути, конкретизируют логику январского послания президента Федеральному Собранию о том, что трансформация системы связана с наращиванием в ней институциональной сложности: все госинституты и ветви власти получают дополнительные полномочия, включая и институт президента. Но если взглянуть под региональным углом зрения, то, например, отказ от приоритета международного права над Конституцией, то есть разрешение не исполнять решения международных органов, если Конституционный суд решит, что они противоречат Конституции, вряд ли добавит выгоды отдельно для Рязанской области. 

В то же время «социальный» блок поправок не обойдет стороной и рязанцев наравне с остальными россиянами. Речь идет о таких поправках, как: увеличение МРОТ до прожиточного минимума; индексация пенсий по уровню инфляции; отсутствие иностранного гражданства и недвижимости у судей, чиновников и т.д. 



Хотя ни правительство, ни Государственная Дума, ни президент страны и до этого не обладали правом изменять или отменять закон, которым осуществляющие государственную власть обязывались индексировать пенсии. Об этом прямо записано в части 2 статьи 55 Конституции России: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Так что ни хуже, ни лучше от данной правки никому не станет.

В качестве потенциальных выгод также звучит мнение о том, что уйдет местный фактор в назначении «силовиков», что уберет влияние на них региональных элит и утвердит контроль за региональными элитами центра. Теперь назначения руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации. Сторонники данной поправки уверены, что «местечковое понятийное правосудие» уйдет, а региональное «рука руку моет» будет сильно проблематичным. Считается, что эти изменения должны будут привести к усилению управляемости страной с одновременным увеличением прозрачности процессов. Как получится в реальности, сейчас не ответит никто.

Критики говорят о подмене в поправках трактовки термина «единая система публичной власти», озвученной в послании. Нет сомнения, что и государственная власть, и органы местного самоуправления (МСУ) являются властью публичной. Но смысл МСУ в том и состоит, что они не входят в единую систему государственной власти. И это положение четко и ясно закреплено в Конституции России.

Звучит версия о том, что предложенные поправки фактически отменяют независимость муниципальной власти. Эта независимость декларируется, но организационно муниципальная власть оказывается встроена в систему государственной власти. На протяжении ряда последних лет такая двоякая ситуация уже существовала на практике и отчасти на уровне законодательного регулирования, а возведение ее на конституционный уровень дополнительно стабилизирует и кратно усилит данную практику, не позволяя воспрепятствовать ей в судебном порядке. Для Рязанской области, не имеющей де-факто ни одного самостоятельного органа местного самоуправления, не встроенного в единую вертикаль власти, данная поправка ничего не ухудшит. Напротив, отбросив в сторону красивые слова о «независимости» местной власти, губернатор уже не сможет сослаться на то, что какая-то проблема является муниципальной и не входит в зону его ответственности. Но случись что, и спрос будет с него...

Дополнительно в статью 132 Конституции, где указаны полномочия органов местного самоуправления, добавляется положение о том, что они «обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи». Для города Рязани это не так актуально, но для отдаленных поселений области поправка может сыграть ключевое значение.

В статью 70 после положения о том, что столицей России является Москва, добавляется следующее предложение: «Местом пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом». Сомнительно, что какие-то органы власти переедут в Рязань, создав преимущества для нашего региона, но все же ранее такой возможности не было, а теперь она гипотетически возможна.

Вот и все преимущества, вытекающие для нашего региона из предложенных поправок. Добавить стоит еще преимущество, вытекающее из самого факта проведения всенародного голосования за поправки.

«Новая» (№ 10Р от 12 марта с.г.) в редакционном материале «Дело грачей» писала о том, что 22 апреля рязанцам надо дать шанс улучшить экологическое состояние своего города. Поскольку голосование, если и не в апреле, но состоится, то имеет смысл одновременно провести и опрос о мониторинге в Рязани качества атмосферного воздуха. Это беспокоит всех без исключения горожан.

Если вопрос поддержит большинство, региональному правительству будет гораздо проще выдвигать высшему руководству опасных предприятий экологические требования, ссылаясь на результаты голосования жителей.

В понедельник, 16 марта, во время встречи губернатора Николая Любимова с представителями общественных организаций и экологическими активистами руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта в Рязанской области Евгений Зызин озвучил предложение «Новой» и предложил одновременно с общероссийским голосованием по поправкам в Конституцию провести опрос о мониторинге в Рязани качества атмосферного воздуха. Предложение было поддержано, на языке чиновников это называется «мобилизация электората».

Дело за малым: сформулировать вопросы, чтобы это не оказалось очередной профанацией. И это – едва ли не единственный плюс для Рязанской области от всей истерии вокруг грядущего голосования, который позволит продвинуться в решении острых экологических проблем.

Учитывая, что поправки вносятся в Основной федеральный закон, чисто региональных возможностей появляется не так и много, но они есть и помимо всего прочего оказывают влияние на изменение баланса сильных и слабых сторон как у региона в целом, так и у отдельных его знаковых персоналий и групп. Но это – тема следующих разделов проводимого нами SWOT-анализа.
––––––––
*SWOT-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
Отдел политики