Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№01 от 14 января 2021 г.
Чудо между страниц
 Рязанские кукольники превратили сказ Бажова в театр марионеток

В новогодние дни атмосфера настолько наполнена ожиданием радости, что поневоле начинаешь верить в чудо и искать его повсюду. И на самом деле оно может оказаться совсем рядом. Запутаться в блеске разноцветных гирлянд. Застыть на кончиках заиндевевших еловых веток. Или, как это случилось в премьерном спектакле Рязанского театра кукол «Серебряное копытце», спрятаться между страницами книги.

Эта волшебная книга, толстая и неподъемная, занимает практически всю сцену малого зала. Зеленая обложка отсылает к первому изданию уральских сказов Павла Бажова, которое выходило как раз в таком оформлении. Под ней, как под крышкой малахитовой шкатулки, таятся настоящие драгоценности. «Итак, сказка начинается!» – торжественно объявляют артисты и… переворачивают первую страницу.



А под ней оказывается целый мир! На глазах у притихших зрителей вырастают уральские горы, приземистые бревенчатые домики выстраиваются вдоль улицы, а хулиганы гоняют мяукающую кошку. Переворачивается еще одна страница – и действие переносится в избу: по стенам развешаны пучки трав, разбросаны плетеные коврики и уютно громоздятся подушки на теплой печке. А на следующем развороте и вовсе новогодняя сказка: зимний лес и занесенная снегом охотничья сторожка, приветливо подмигивающая огоньком в окошке.



Все действие спектакля режиссер Григорий Лайко сосредотачивает внутри огромной книги-раскладушки. Из плоских страниц возникают объемные, многослойные картины, сменяются места действия, появляются интерьеры и пейзажи. А в некоторых сценах лист, подсвеченный изнутри, сам превращается в экран, на котором разворачивается теневой театр (художник по свету Андрей Ручкин).

Весь этот фантазийный мир обживается знакомыми с детства героями: дед Кокованя, сиротка Дарёнка, кошка Мурёнка, орава веселой детворы, сварливые хозяйки и, конечно, волшебный козлик с серебряным копытцем. Руководят хитроумным устройством книги и «кукловодят» сказочным народцем два артиста: Екатерина Филиппова и Олег Царев. Актеры работают «в открытую», но при всей несопоставимости масштабов (даже самая крупная кукла в спектакле не многим больше ладони, а самая маленькая – размером буквально с палец!) внимание акцентируется на крохотных персонажах.



Образы героев созданы в стиле деревянной тавлинской игрушки: коренастые, круглощекие, с хитрой усмешкой и веселым прищуром (художник Мария Мурашова). Сделанные в технике штоковых марионеток, они таят в себе забавные трюки: Кокованя поднимает руку и оглаживает бороду, а кепка деревенского мальчишки взлетает вниз-вверх по стальному стержню. Этот смешной прием, как рассказал после премьеры режиссер, родился прямо на репетиции: кепку просто забыли закрепить, но когда стало ясно, насколько весело она болтается, то решено было так и оставить.

Мир спектакля «Серебряное копытце» уютный, манящий, по-настоящему сказочный. В него хочется погружаться, рассматривать детали. Следить, как разгорается огонек в печурке и кипятится миниатюрный чайник, ожидать, когда за окном сторожки промелькнет чья-то тень. Наконец, самое чудесное, наблюдать, как из-под серебряного копытца волшебного козлика рассыпаются яркие самоцветы. И этим чудом театр охотно делится: каждый маленький зритель уносил со спектакля зеленый волшебный камушек. На память и на счастье.

от первого лица

«Из микромира делать макро»

Для работы над спектаклем «Серебряное копытце» Рязанский театр кукол пригласил санкт-петербургского режиссера, выпускника ГИТИСа (мастерская Михаила Скандарова и Вячеслава Крючкова) Григория ЛАЙКО. Это уже не первый опыт совместного сотрудничества: в 2018 году Григорий работал режиссером-репетиром в постановке «Каштанка». И вот теперь новая – самостоятельная – работа, выросшая, как оказалось, из собственного моноспектакля.



– У меня есть несколько моноспектаклей, с которыми я выступаю на разных площадках. И как раз «Серебряное копытце» тоже есть в моем репертуаре, но в моноверсии. Спектакль идет в сопровождении записанной фонограммы, то есть, по сути, происходит визуализация аудиосказки. И там другое решение, подразумевающее работу одного артиста. Второй мой моноспектакль «Жук, паук и бабочка» рассчитан на зрителей от полугода до четырех лет. Постановка сделана без слов и представляет собой короткие этюды с разными насекомыми в сопровождении фортепьянной музыки. Спектакль выполнен в жанре цветного теневого театра, который переходит в форму: в отдельных сценах происходит прямое общение куклы со зрителями, поскольку тактильные ощущения являются одним из важнейших средств детского восприятия.

– В «Серебряном копытце» также используется теневой театр, причем в цветном варианте.
– Классические теневой театр как раз цветной, вспомнить хотя бы традиционный теневой китайский театр, турецкий театр «Карагез». Сейчас современные материалы позволяют сделать это довольно просто и эффектно, получается, как маленький витраж.

– Как родилась идея «сказки в книжке»?
– Мне сейчас интересны такие спектакли, которые представляют собой некую замкнутую форму, внутри которой рождается мир. До Рязани у меня была еще одна премьера: «Сампо-Лопаренок» в Сахалинском театре кукол. И там на сцене были ледяные кристаллы, они раскрывались и внутри оказывались герои сказки. Сама декорация придает дополнительный смысл всей истории, которая предстает как жизнь во льду. То есть мне интересно не встраиваться в пустое пространство, а создавать новое и наполнять его жизнью. Из микромира делать макро.

– Сказами Бажова зачитываются уже несколько поколений. Как, по-вашему, в чем их очарование?
– Тексты Бажова, конечно, удивительно мелодичны, красочны. Но здесь дело прежде всего в сюжетах, которые он искал и собирал «в народе». В них отражено то, что происходило и происходит со всеми нами. Наши мысли и желания, надежды и мечты. Да, времена меняются, происходят разные события, но все мы, уверен, были бы не прочь встретить такого козлика с серебряным копытцем.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА