Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 4 апреля 2024 г.
Ну, кто тут монстр, выходи!
1 апреля KION выпустила «Обоюдное согласие» – второй сезон популярного сериала Гай-Германики

 

Первый сезон «Обоюдного согласия» со Светланой Ивановой в главной роли вышел в марте 2022-го, стал хитом онлайн-платформы KION, получил награду премии «Большая цифра». Честный разговор о изнасиловании и о том, как к этому преступлению относятся в патриархальном обществе, вызвал интерес.


Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Во многих странах отмечается низкий процент судимости по соответствующей статье. И уже очевидно, что корень проблемы не в правосудии, а в общественной реакции. В укорененном в массовом сознании мнении, что жертва сама провоцирует преступника.

В первом сезоне авторы показывали, как именно это общее мнение формируется, когда молодая учительница Анна (Светлана Иванова) посмела обвинить именитых горожан в преступлении.

Любопытный жанр второго сезона – семейная криминальная психодрама. Про то, какие монстры водятся в наших домашних шкафах, спальнях и гардеробных. И как мы научаемся жить с этими скелетами. Это вертикальная франшиза. Оба сезона объединяет тема сексуализированного насилия. Но и история, и герои, и актеры, и место действия – разные. Хотя если всмотреться, много общего.


Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Начинается с празднования в ресторане фарфоровой свадьбы одной из самых благополучных пар провинциального города Марины (Глафира Тарханова) и Григория (Максим Ползиков) Венишевых. Двадцать лет душа в душу, трое детей. Она – кардиолог в клинике, специалист по «сердечным делам». Он – бизнесмен, основатель психологического реабилитационного центра. Специалист по восстановлению душ.

Все шишки города, включая мэра, их славят, греясь теплом счастливого камелька завидной семьи. Правда, уже в машине, упакованной цветами и подарками, по пути домой разгорается непонятная ссора. А в следующем кадре Григорий с располосованным кухонным ножом животом лежит у подъезда своего дома. Марина окровавленными пальцами пытается набрать телефон скорой…

Понятно, что именно она и становится главной подозреваемой. Тем более что дело попадает к малоприятному и суровому следователю Анне, которой начальник велит «быстренько, аккуратненько» завершить дело. И так же все ясно. Но тут, судя по первым сериям, домашние скелеты и помогут. Потому что у следователя Анны они свои. И почему-то ей лично необходимо докопаться до правды.


Диана Арбенина в роли следователя. Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

В роли следователя – Диана Арбенина, абсолютно естественная, ее героиня – одинокая волчица, живущая по собственным законам справедливости, хотя начальство ее и давит, и мучимая собственными кошмарами. Может, поэтому в ней и просыпается в какой-то момент если не сочувствие, то особое внимание к обвиняемой, к обстоятельствам ее жизни.

В фильме наряду с актерами снимались «непрофессионалы с судьбой» и громкими именами. Помимо Арбениной, Елена Ханга – она играет приглашенного из Москвы известного адвоката и, судя по всему, еще и борца за права женщин. В роли мужа Марины, убиенного бизнесмена и коуча Григория, – бизнесмен, ресторатор Максим Ползиков, у которого, впрочем, есть театральное образование.

Кастинг, как всегда у Гай-Германики, неожиданный и снайперский. Но подобные проекты в первую голову зависят от главной героини. И если в первом сезоне это была хмурая, замкнутая учительница Светланы Ивановой, то здесь Марина пишется Глафирой Тархановой совсем другими – более жирными красками. Марина раздираема полярными страстями и чувствами: растерянность и находчивость, слабость и сила, верность и измена, любовь и ненависть.

Но и Анна, и Марина оказываются под огнем общественного осуждения, а в огне брода нет.


Елена Ханга в роли адвоката. Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Оба сезона помогают дестигматизации темы насилия, помогают если не решению, то хотя бы постановке важного для нашего общества вопроса проживания травмы.

Диалогу с социумом, который во всех грехах склонен обвинить жертву, а потом уже посмотреть: а кто у нас там насильник? Но еще хуже обстоят дела с домашним насилием. Это просто табуированная тема. Так и не дали прокатного удостоверения отличному фильму Наталии Мещаниной «Один маленький ночной секрет». И в реальности пострадавшие предпочитают молчать о своем драматическом опыте.


Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Гай-Германика снимает сериал не столько про детективную историю с ключевым вопросом «кто же убил?». Ее скорее интересует атмосфера еще одного «маленького города», создающая и концентрирующая все предпосылки и для насилия, и для убийства. Это кино про то, как небольшой городок бьется бессильно в сетях большой лжи, темных махинаций, права сильных над слабыми. Кто тут виноват, а кто невинный, не разобраться никаким следователям. Тем более что и следователи небезгрешны.

Сама Гай-Германика – любопытный персонаж. Иной раз кажется, что между ней самой и ее кино – глухая, непроницаемая стена. С одной стороны стены – ее утверждения, что «любая власть от Бога», она признается, что искренне поддерживает правящую партию, воспитывает детей «в традиционной культуре, то есть в православии». С другой – в своих фильмах и сериалах отстаивает право человека на свободу от диктата и насилия. Более того, по ее словам, она фиксирует «негативную энергетику» общества.

И в битве ее героев со своими демонами, мысленными волками, нередко побеждают волки и скелеты в шкафах. Художник, если он художник, побеждает идеологию. Скорее всего, из-за документальных основ, на которых Германика окрепла, которые освоила в юности. Она продолжает фиксировать реальность во всех ее ужасных и прекрасных проявлениях – на животном уровне: без допусков и лессировок.


Кадр из сериала «Обоюдное согласие»

Потому она и не слишком правит готовые сценарии, которые получает от продюсеров, со всеми этими многочисленными любовниками и любовницами, дежурными диалогами. Но камера (Геннадий Успангалиев), работающая в унисон с режиссурой, и органичное существование актеров (неважно, профессиональных или нет) – в шкуре непредсказуемых персонажей – высвечивают основной конфликт времени между человеком и беспредельной властью. Когда не только отдельные семьи держатся на страхе, молчании и бесконечном терпении.

Созданием сериала занимались продюсерская компания MEDIASLOVO и KION.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

И дольше века длится суд…

 

Наши страницы в соцсетях

Лариса Малюкова