Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 4 апреля 2024 г.
Вечно молодой Принц из Скопина
Новый спектакль по рассказам Захара Прилепина театр «Предел» посвящает своему актеру, погибшему в боях СВО

 

Каждый человек приговорен к счастью. Приговорен самим чудом своего рождения. Ласкающим теплом нежного солнца. Бесконечными летними днями. Смехом, улыбками, играми. И головокружительным чувством первой влюбленности!.. Кажется, что эта захлестывающая волна радости понесет, потащит тебя через всю жизнь! Но приговор может быть отменен в любой момент… «Приговоренный к счастью» – премьерный спектакль Скопинского молодежного театра «Предел», поэтическая драма по мотивам рассказов «Грех» и «Верочка» Захара Прилепина. Постановка посвящается памяти Николая Ярового, в прошлом актера театра, погибшего в боях СВО.


Николай Яровой

С воинской службой Николай Яровой оказался связан с юности. Учился в кадетском корпусе, служил в части быстрого реагирования в дагестанском городе Буйнакск. Уже в 20 лет получил звание ветерана боевых действий. С самого начала спецоперации был на территории Донецкой Народной Республики. 7 апреля 2022 года при попадании неприятельского снаряда в боевую машину гвардии ефрейтор Николай Яровой получил смертельное ранение. Ему оставалось лишь несколько месяцев до 22-летия…

В театре «Предел» Коля играл роль Принца в спектакле «Белоснежка и семь гномов» по пьесе Льва Устинова. И это была совсем не та карамельная история, которая представляется по диснеевским мультфильмам. Принц, плененный и терзаемый злой Королевой, выходил на сцену, опутанный цепями, в солдатской шинели и перевязанной головой. Он страдал, подвергался гонениям, но боролся. И с горящими глазами упрямо повторял: «Я люблю свой народ и стараюсь быть к нему как можно добрее».


Николай Яровой (в центре) в роли Принца в спектакле «Белоснежка и семь гномов»

Наверное, за этот внутренний огонь благородства его среди всех скопинских ребятишек и выделил режиссер Владимир Дель. «У него было лицо настоящего Принца», – вспоминает Владимир Федорович.

Ясно и внимательно смотрит Коля Яровой на нынешнее поколение артистов с фотографии в центральном холле театра. Баннер с портретом воина установлен также на подъезде к скопинскому Дворцу культуры, где располагается «Предел». Каждый раз, приезжая на репетиции, режиссер вновь и вновь видит своего Принца, светлого, доброго и вечно молодого. «Мне остро хотелось проговорить все то, что мы о нем знаем, высказаться о его судьбе», – так определяет необходимость постановки Владимир Дель.

И в этом высказывании маховик времени раскручивается в обратном направлении, начиная от точки невозврата.


Сцена из спектакля «Приговоренный к счастью»

…Звенящая тишина зрительного зала рассекается тревожной лентой новостей: «…ракета… техника… выпустили… ликвидировали…». Голос диктора то и дело прерывается режущими слух радиопомехами, и из этой сгущающейся атмосферы словно материализуется фигура солдата. Высокий, плечистый, наглухо (как саваном) укутанный плащ-палаткой. Статуарный и монументально-торжественный. Памятник Неизвестному Солдату.

Быть может, той весной,

лежа с автоматом в мерзлой и мерзкой грязи, усыпанной гильзами,

быть может, тогда – спустя три часа –

когда выстрелы утихли,

и все побрели к развороченной, как кулек с новогодними подарками, колонне,

я не встал и остался лежать, уже леденея.

Первые секунды спектакля сразу же перемещают зрителя в наивысшую точку трагедии. Без всяких предисловий. Главный герой погибает на войне. В момент смерти на осколки разрывается и его память. Отдельные фрагменты прошлой жизни вспыхивают яркими брызгами. Складываются причудливыми узорами как блестящие стеклышки в калейдоскопе. И возвращают воина туда, где он был так счастлив: в родную деревню, в беззаботную юность.

Периметр сценического пространства четко очерчен домоткаными половиками. Вне этой границы – черный кабинет, ужас пустоты и мрак прервавшейся жизни. Внутри – благословенный Эдем. В этом Раю, который с такой радостью принимает душу героя, царит вечное лето. Прекрасное деревенское лето! Где одуряюще пахнет луговое разнотравье, теплый песок щекочет босые ноги, а соседская девчонка улыбается так сладко, что сердце обрывается и гулко бухает под ребрами!..

Создатели спектакля наполняют постановку живой энергией. В ведрах плещется вода – река Стикс, в которую, как в омут памяти, погружается герой. Поблескивая румяными боками, перекатываются яблоки. Соковыжималка без устали выдает свежий сок – ароматный, терпкий концентрат этого знойного счастья. Но главный энергетический заряд исходит от артистов «Предела».

Все роли в спектакле исполняют Матвей Пузаткин и Варвара Жаркова. Деревенский паренек Захарка, его двоюродная сестра Ксюша, взрослая и серьезная Катя, москвичка Верочка, братик Валек, задиристая шпана – переходя из образа в образ, артисты тонко балансируют на эмоциональных качелях.


Матвей Пузаткин и Варвара Жаркова в спектакле «Приговоренный к счастью»

В качестве актерского дуэта Матвей и Варвара дебютировали в спектакле «Река на асфальте» год назад. И за этот короткий промежуток времени выросли невероятно. Ребята работают с полной профессиональной отдачей, искренне, с проникновением в материал и тонким чувствованием друг друга. В их исполнении раздробленные воспоминания солдата обретают реальные очертания. В какой-то момент персонализация исчезает, и на сцене остаются просто Он и Она, Адам и Ева, еще не знающие никакого греха и пребывающие в вечной благодати.

Но смерть, ворвавшаяся в спектакль в самом начале, никуда не исчезает. Она незримо нависает, довлеет над всем происходящим. Маячит черной тенью в уголке глаза, как бы зритель не улыбался и не смахивал слезу умиления.

В сказочную мелодию деревенского быта вторгаются жесткие ноты. Вот режут свинью, и она распадается «теплым букетом живых, мясных, животных цветов». «Сахарная», такая желанная Верочка разбивается на машине. Протяжно гудит пустая соковыжималка, рождая метафору жерновов, «перемалывающих» судьбы. Заросшая тропинка приводит на кладбище, где гуляющие подростки находят солдатскую могилу…

Даже детская игра в «притворяшки» (кто из нас не пытался понарошку вообразить свои похороны?!) вдруг обретает силу древнегреческой трагедии. Склонившись над безжизненным мальчишеским телом, девочка в отчаяние заламывает руки и открывает рот в диком крике. Но крика нет. Хотя в ушах зрителя он звучит. Горько, скорбно, оглушающе. В переломный момент спектакля эта сцена зеркально повторяется. Но уже по-настоящему. Когда появляется Война и звучат пронзительные строки Захара Прилепина: «Нам от мертвых никуда не деться».

«Приговоренный к счастью» – спектакль нелинейный. Пласты времени сдвигаются и перемешиваются. Образная, чрезвычайно емкая проза Захара Прилепина, его стихотворения, наполненные вибрирующим напряжением, – все это монтируется режиссером в единую ткань повествования. И хотя в постановке нет четкой сюжетной линии, главная идея читается однозначно: жизнь – единственная, неповторимая. И вечная, пока есть человеческая память. Поэтому в спектакле присутствует еще одно действующее лицо – сам Коля Яровой.

В одной из сцен фотография Николая появляется в ряду портретов других солдат других войн, тем самым вписывая его имя во вневременной пантеон героев. Неожиданными флэшбэками вспыхивают сцены из «Белоснежки», а из радиоприемника раздается голос Принца: «Я еще вернусь, обязательно вернусь!»

Фото: Андрей Павлушин

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Театральная мобилизация

 

Наши страницы в соцсетях

Вера Новикова