Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№47 от 1 декабря 2016 г.
Свежие новости
Штучный товар и шуточный дар
Сегодня день рождения Дмитрия ПРОСКУРИНА, человека, чей размашистый талант всегда выходил за рамки провинциальной журналистики



В жизни, как в профессиональной, так и в личной, иногда встречаются люди, от которых ждешь сюрприза и получаешь щедрую инъекцию нужных знаний и адреналина. Почти двадцать лет назад мы пошли с Димой на спектакль областного драмтеатра по пьесе Моэма. Для «Вечерки» нужно было «испечь» расширенную корреспонденцию про это действо, некий гибрид рецензии и околотеатральной аналитики. 

Минут через двадцать фабула была ясна, а забавная фамилия режиссера так и подмывала нас, не выходя из здания, превратить любовную драму в приключенческую комедию. Коллега уже имел с собой весь нужный реквизит для первого акта – «Мартини», крабовые палочки и чипсы. Мастер лингвистических и гастрономических импровизаций мгновенно увлек меня из зала в чрево актерской кухни. Где-то между чердаком и складом декораций два юных странствующих комедианта пустились в сентиментальное путешествие. Вместе с вермутом он откупорил для меня раннего Хемингуэя, созревшего Ремарка, а на посошок Pink Floyd многолетней выдержки.

Что стало с заметкой-рецензией? Заявив редактору, что спектакль был столь многогранен и потрясающ, а на полноценный материал о нем нужно как минимум полторы полосы, мы хладнокровно заменили это эпическое повествование на миниатюрный игривый отчет о выставке юных художников и художниц.

«Как можно было сорвать редакционное задание и не взять интервью у талантливого режиссера?!», – негодующе воскликнет институтка-перфекционистка, посетившая 34 семинара и пять тренингов на тему «Как стать настоящим журналистом».

«Опять эти алкогольные хроники», – иронично буркнет, опорожняя стакан с молочным коктейлем, заслуженный активист регионального общества «От простого к ЗОЖному».

Но Дмитрий ни тогда, ни сейчас просто не заметил бы этих упреков, потому что в своей профессии он ненавидел шаблоны, стандартные схемы и разного рода инструкции по эксплуатации.

На протяжении более чем 15 лет своего журналистского полета Дима оставался асом сатирического эссе, ироничной аналитики, саркастического репортажа. Иные коллеги тайно и явно завидовали ему, другие уважали и учились. Тонкая игра слов, редкое чувство юмора, рифмы и ритмы в публикации, прикладная, ненавязчивая эрудиция сразу выделяли многие проскуринские тексты из бесчисленных нетленок провинциальных акул пера.

А Димкины пародии на коллег и товарищей, как устные, так и письменные (искрометная пьеса «Городская моржизнь» до сих пор свежа в памяти), точны и бесподобны. 

Его любимой битловской песней была грустновато-философская «I’ll Be Back». Но в воспоминаниях  о верном товарище и так много печальных нот, поэтому душа полнится радостью от знакомства с ним и надеждой на то, что мы не раз еще произнесем искренние слова и возвратимся к светлому и талантливому образу так рано покинувшего этот мир парня.
Денис ПУПКОВ